Археологи ТГУ и Эрмитажа проводят раскопки Оглахтинского могильника

Экспедиция ТГУ и Эрмитажа

Совместная археологическая экспедиция ТГУ и Эрмитажа приступила к раскопкам Оглахтинского могильника в Хакасии. Последние исследования этого памятника проводились полвека назад. Сейчас учёные проводят магнитную разведку местности и раскопки, чтобы исследовать аварийные могилы до их полного разрушения. Экспедиция стартовала накануне профессионального праздника исследователей – Дня археолога.

Оглахтинский могильник – комплекс захоронений таштыкской культуры, расположен в Хакасии на левом берегу реки Енисей. Погребения датируются первой половиной I тысячелетия н.э. Могильник был обнаружен случайно в 1902 г., когда пастух провалился в могилу со срубом. Через год исследователь Александр Адрианов провел первые раскопки и обнаружил в погребениях мумии, погребальные гипсовые маски, деревянные изделия, оружие, меховые одежды. Помимо мумий здесь сохранились уникальные погребальные «куклы» в человеческий рост, внутрь которых помещались кремированные останки. Сухой грунт и герметичная изоляция погребальных камер создали исключительные условия для сохранения органики.

– Оглахтинский могильник стал известен мировой научной общественности благодаря необычным погребальным ритуалам и прекрасной сохранности органических материалов, – рассказала участник экспедиции, заведующая кафедрой антропологии и этнологии ТГУ Ольга Зайцева. – В прошлом году при проведении аэрофотосъемки с помощью беспилотного летательного аппарата мы зафиксировали около 300 грунтовых могил, это позволило понять, что Оглахтинский могильник является одним из крупнейших памятников таштыкской культуры. Впервые был создан высокоточный план памятника, что является необходимым заделом для его дальнейшего исследования, а также изучения находок, раскопанных в 1903 и 1969 гг. и хранящихся в музейных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска.

Исследования Оглахтинского могильника продолжаются

По словам археолога, при осмотре местности в прошлом году экспедиция обнаружила два провала. Они, вероятно, являются разрушающимися могилами. Именно их учёные исследуют в этом году.

Первые результаты раскопок будут известны примерно через 1,5 месяца. В исследовании дистанционно участвуют археологи из Великобритании и Греции, которые не смогли присутствовать лично из-за пандемии.

Сотрудничество Эрмитажа и Томского госуниверситета позволит исследовать знаменитый памятник на самом современном научном уровне, привлекая новейшие технологии в области фиксации особенностей погребений. Изменение климата в результате заполнения Красноярского водохранилища создает дополнительные условия для разрушения погребений и предметов из органических материалов, возможно сохранившихся в них. Аварийные раскопки призваны не только спасти эти предметы, но и понять состояние сохранности памятника. Помимо раскопок, исследования этого года призваны прояснить границы и структуру могильника, получить данные для дендрохронологического и радиоуглеродного датирования и, в итоге, о хронологии этого ключевого памятника, – пояснила хранитель Оглахтинской коллекции Эрмитажа Светлана Панкова.

Фото и материалы Томского Государственного Университета